В воскресном Евангелии мы слышали сегодня притчу о злых работниках виноградника, в которых мы узнаем вождей еврейского народа, отвергнувших Спасителя.

Бог основал на земле ветхозаветную Церковь, оградил ее законом, насадил виноградник – народ еврейский – и ожидал от него плода добродетели. Но фарисеи и книжники, те, кто должен был возделывать виноградник для Господа, уклонились и стали расхищать достояние Божие. Когда же Господь посылал к ним пророков и праведников за плодами, они убивали их. Почему? Потому что хотели присвоить себе этот виноградник, сами хотели насыщаться от него и ни с кем не делиться. И в этом безумии дошли до того, что замыслили убить Бога, Творца и управителя мира, и самим распоряжаться всем.

Это образ наших страстей, укоренившихся уклонений от должного, которые при отсутствии контроля становятся сильнее нас. Они разоряют Божие достояние, расточают на свои прихоти, оставляя сердце пустым, ограничивая нашу свободу, убивая душу и тело. Они эгоистичны, потому что их не заботят не только воля Божия и интересы ближнего, но даже благо самого их носителя. Ими движет только собственная корысть, ради которой они поедают и того, кто их питает и им потакает.

Поэтому притча о виноградарях касается не только иудейского народа. И в Новом Завете Господь насадил виноградник, оградил его заповедями. И ограда эта не тюрьма. Она не столько сдерживает нас и ограждает от опасности, сколько защищает от внешнего зла, от воров и разбойников. Если мы находимся в пространстве заповеданного Христом, то грех не приближается к нам. Смиренный, кроткий и любящий Господа выше козней врага, он под защитой Всевышнего, и никакое зло не прикоснется к нему.

Господь устроил в этом винограднике сторожевую башню – совесть христианскую, которая распознает зло и охраняет нас от поползновений. Он ископал там и точило – яму, в которой раньше ногами давили из винограда сок. Как в точиле для получения сока виноград надо топтать ногами, так и в жизни христианина скорби, трудности и искушения производят добродетели терпения, смирения и упования на Господа. Как говорит апостол Иаков: «Испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1, 3-4).

И все же венцом добродетелей является любовь. Господь ждет от нас именно вина любви, но это вино должно быть выдержанным в многолетнем терпении. Настоящая любовь «долготерпит, милосердствует… не превозносится… не ищет своего… все покрывает… и никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8). Она не своекорыстна, не зависит от похвал и пользы, не оценивает достоинств и не ждет взаимности, она ровна ко всем, даже к врагам, постоянна и неиссякаема, как благодать Божия.

Редко, когда наша добродетель достигает такого качества, чаще наше вино отдает своекорыстием, отравлено неприязнью к тем, кого мы не принимаем. Вообще у слова «любовь» в русском языке много значений, и зачастую вместо отношений с Богом и ближними под любовью подразумевают любые предпочтения, вплоть до страсти и греха. Такое вино не угодно Богу, суть неверность Ему. Упиваясь этой незрелой и не перебродившей смесью, мы употребляем дары Божии не на дело, расхищаем их, пытаясь преждевременно наслаждаться тем, что дано нам для произведения духовных плодов.

Вместо подлинного духовного веселия мы получаем горькое пьянство, разоряющее своих рабов. Страсти разъедают наше состояние внутреннее, создают в сердце пустоту. Они, как злые делатели из притчи, ревниво изгоняют из сознания посланников Бога – внушения совести и нужды ближнего, требующих плодов добродетели и подлинной любви.

Господь говорит, обращаясь к иудеям: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» (Мф. 21, 42). Для строительства в древности особо тщательно подбирались тяжелые краеугольные камни, чтобы строение не просело. И вот вожди иудейские не поняли, что таким камнем для всего мироздания является Господь наш Иисус Христос.

Если убрать это основание, то мир повиснет в пустоте, превратится в хаос. Вся логика бытия построена на Христе, на Его любви, и тем более это справедливо для виноградника Божия – Церкви и всех ее членов. Каждый из нас должен утверждаться в Господе, строить свою жизнь на краеугольном камне заповедей Христовых. И тогда все выстраивается как должно, тогда жизнь наша обретает цель и подлинный смысл.

А о не принимающих Христа сказано: «Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21, 43). Тот, для кого Христос становится камнем преткновения, падает и разбивается, потому что не основывается на духовных добродетелях. И чем выше превозносится и гордится, тем больнее ему падать и сильнее разбиваться. Те же, кто отвергает Христа и замышляет злое, видя в Нем соперника, претендента на то, чем они хотят пользоваться и наслаждаться, будут стерты Им в порошок. Потому что невозможно противиться Богу, идти против законов бытия, утверждающегося на духовном законе любви.

Поэтому мудрый человек, узнав из Евангелия, на чем стоит этот мир, сообразуется с его замыслом, старается стать похожим на Христа, руководствуясь в жизни Его заповедями. Тогда он обретает твердость и устойчивость в своей вере, укрепляемый благодатью Божией. И из таких камней, живых, но твердых в вере и ограненных терпением, Господь строит здание Своей Церкви, которое будет стоять во веки.

И да поможет нам Господь утверждаться в своей жизни на твердом основании Его заповедей чтобы приносить Ему угодный плод испытанной терпением, чистой и бескорыстной любви, которая, начинаясь здесь, течет в вечность и никогда не кончается. Аминь.

Произнесена 6 сентября 2020 г. в Неделю 13-ю по Пятидесятнице на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.