Вот настал светлый праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Ее переход из земной жизни в жизнь вечную. Обычно для людей это событие печальное, скорбное, однако в духовной жизни совсем по-другому. Память святых мы празднуем в годовщину их смерти, и день великих страданий за Христа для святых мучеников становится днем их рождения в жизни вечной. Для нас день преставления праведника из этого мира в горние обители – настоящее торжество.
Когда мы говорим о преставлении человека, мы хотим сказать, что он не умер, никуда не исчез, но преставился, переместился из земной юдоли в иные, духовные сферы. Однажды, в конце времен, ему предстоит соединиться с телом, воскреснуть, чтобы предстать на Суде, который определит его дальнейшую участь в вечности. Кончину Матери Божией мы называем Успением. Этот момент был для Нее настолько безболезненным и блаженным, что можно сравнить его с погружением в состояние сна.
Однако Матерь Божия тоже преставилась, причем в прямом смысле. «Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота», как говорится в кондаке праздника, т.е. преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни Христа. Она была взята, перенесена вместе с Ее пречистым телом на Небо, т.е. по сути, уже воскресла со Христом прежде всеобщего воскресения.
Духовно созерцая воскресение и вознесение на Небо Пресвятой Богородицы, мы радуемся и укрепляемся в вере, потому что черпаем в этом событии великую надежду, побеждающую все страхи этой жизни. Вот как умирает праведник. Славные Апостолы слетаются чудесным образом на облаках, чтобы почтить Матерь нашего Спасителя, через Которую в мир пришло избавление. И вот Христос, Ее возлюбленный Сын и Бог, принимает Ее пречистую душу, чтобы вознести во славе в небесные обители.
Отныне для искреннего служителя Христова смерть не страшна. Это скорбное событие становится подлинным торжеством, настоящим праздником. Сам Господь ввиду всей Церкви с честью возносит душу его на Небо, прославляя перед ангелами и святыми.
Господь наш Иисус Христос называется Вторым Адамом, поскольку первый Адам был первенцем всех живущих на земле, а Второй Адам полагает начало иному, Небесному Царствию, вечному и блаженному. Поэтому Матерь Божию можно назвать Второй Евой. И если первая Ева дала человечеству жизнь, то Богородица дала неизмеримо больше, Она дала нам жизнь вечную в Своем Божественном Сыне.
Неслучайно Успение называется Богородичной Пасхой, потому что это тоже победа над страданием и смертью, погребение и тут же воскресение. И мы так же, как на Погребении Спасителя в Великую пятницу, сегодня вечером на чине Погребения Богородицы будем недоумевать, как Матерь Жизни во гробе полагается – это противоречит всем законам веры и бытия. Но сквозь эту скорбную поэзию так же победоносно и неизбежно просвечивает радость Ее славного воскресения и вознесения на Небо.
Матерь Божия, как и Господь наш Иисус Христос, Своей жизнью и смертью, Своим славным Успением вселяет в нас надежду, укрепляет нашу веру, чтобы мы, утверждаясь на Краеугольном Камени Христе, ничего не боялись в этой жизни, никаких вирусов, никаких гонений и смертей. Это дерзновение духа дает нам подлинную свободу, не связанность реалиями и обстоятельствами земной жизни. Мы непобедимы, поскольку уже здесь по вере переживаем радость и блаженство Царства Небесного. А если унываем, если впадаем в смятение и боязнь, то только потому, что сами впускаем в сердце этот земной страх, начиная рассуждать по-мирски. С нами Господь, с нами Пресвятая Богородица, во Успении Своем мир не оставляющая, и все святые. «Бог погребеся, и Мати Божия», – говорится в чине Погребения (ст. 35). А мы добавим: Христос Воскресе, и Мати Божия. А с Нею, веруем, воскреснем и все мы, неся свой крест в след Сына Ее Божественного чрез все скорби к радости жизни вечной. Аминь.