В сегодняшнем очень глубоком и насыщенном отрывке Евангелия мы слышали слова об отношении к миру. Каково ваше око, т.е. ваш взгляд на окружающее, таковым будет и тело, т.е. ум, сердце и все внутреннее содержание. И если видение твое чисто и не искажено, то светлым будет и все твое существо, а если лукаво, то и жизнь твоя будет темной и мрачной.
Действительно, от нашего восприятия мира и других людей зависит и наше состояние. Если мы имеем чистые помыслы в отношении других людей, воспринимаем их как образ Бога, как собратий и сонаследников Вечного царства, а весь этот мир для нас лишь преддверие вечного Царствия Христова, то жизнь наша исполнена радости, блаженства и света. Если же и высокие наши идеалы прагматичны и стелются по земле, то что же говорить о низшей части нашего сознания?! «Если свет, который в тебе, тьма, – говорит Господь, – то какова же тьма» (Мф. 6, 23).
И далее Господь развивает мысль о том, что нам очень важно иметь в жизни правильную ориентацию, знать откровение Божие о спасении, о мире и о нашей в нем роли. Потому что все наши проблемы происходят от того, что мы теряем из виду эту цель, полагая свое благо в чем угодно, только не в Господе. Из-за этого нет в нас цельности, целеустремленности, внутреннего единства. Грехопадение разбило в нас образ Божий, зеркало, в котором отображается Творец, на многие осколки, и потому наши ум, сердце, воля раздроблены, не согласованы, разнонаправлены.
Спасение и заключается в том, чтобы обрести эту утраченную цельность, целомудрие в общем смысле этого слова. Сам греческий глагол σώζειν – «спасать» – заключает в себе идею восстановления целостности. Вот Господь благодатью Своей и собирает разрозненные части нашего естества воедино, а в общем плане соединяет всех нас в одно тело Церкви во едином Духе. Грех убивает и разделяет, а Дух соединяет и животворит. «Невозможно служить двум Господам, – говорит Спаситель, – ибо одному будешь угождать, а другого ненавидеть». Невозможно служить Богу и маммоне, т.е. идти одновременно в противоположных направлениях, надо определиться.
Вот об этом и напоминает нам сегодня Господь. И потому Он говорит: «Не заботьтесь что вам есть, что вам пить и во что одеться. Посмотрите на птиц небесных, которые не делают ничего особенного, просто живут, но Бог питает их. Посмотрите на полевые цветы, которые не ткут и не прядут, но одеваются лучше царей земных. Душа не больше ли пищи и тело одежды?!» Вот так же и мы не должны стремиться, как язычники, обеспечить себе безбедную жизнь, все просчитать и во всем себя обезопасить. Это невозможно, потому что человек – ограниченное существо.
Всесильный и всеведущий Господь, давший нам большее: бессмертную душу, образ Божий и свободу, позаботится и о меньшем. Он уже все продумал, предусмотрел, дал нам все необходимое для внутреннего развития. Вот для чего, для достижения подобия Богу, мы предназначены в отличие от животных. И можно сказать, что мы лишь пользователи этого мира, пользователи земного, чтобы стать носителями небесного. А мы часто уклоняемся от этого, начинаем заниматься несвойственными нам вещами, суетиться, устремляясь не к тем целям.
Потому Господь и призывает: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Вот к чему следует стремиться и чего искать, вот наше призвание – Царство Небесное. Эти удивительные слова нужно каждому написать на своем сердце. Ибо неразумно разменивать свое первородство, свое небесное достоинство на вещи земные и малозначащие.
И сегодня мы принимаем в этом храме Сызранскую святыню, Феодоровский чудотворный образ Матери Божией, чтим Ту, Которая первой в новозаветной истории «благую часть избра». Пречистая сидела у ног Своего Божественного Сына и внимала учению, изменившему мир. Из двух видов служения Она выбрала самый трудный и возвышенный – путь духовного созерцания, взыскание Царства Небесного и правды его.
Молясь перед образом Пречистой, Которая избрала местом Своего пребывания в Сызрани именно монастырь – место духовного совершенствования, мы просим, чтобы Она направила наши стопы к Сыну Своему. Чтобы и мы в своей жизни не били впустую воздух (Ср. 1 Кор. 9, 26), но шли за Ним по царскому пути, ведущему в Царствие Небесное, к вечному блаженству со всеми святыми. Аминь.