Св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София и притча о десяти девах

Сегодня, в субботу по Воздвижении, мы чтим память святых юных дев-мучениц Веры, Надежды и Любови, которые под мудрым руководством матери своей Софии донесли до конца крест верности Христу и сподобились вечной славы в Его небесных чертогах. Давайте поразмышляем о тех христианских добродетелях, в честь которых они были названы.

Апостол Павел, говоря о последователях Христа, отмечает, что «мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5, 7). В земной жизни человек вынужден воспринимать духовную реальность верой, а не глазами и телесными чувствами, он не может убедиться в ней воочию. Такое гадательное восприятие, видение, как сквозь тусклое стекло, Апостол сравнивает с младенчеством, которое с исходом из тела должно смениться совершенным возрастом, когда мы увидим Господа «как бы лицом к лицу» (1 Кор. 13, 12).

«А теперь, – говорит Апостол, – пребывают сии три: вера, надежда и любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13). Вера – это очи души и наша связь с Богом, надежда – якорь упования, придающий в жизни устойчивость, а также побуждение к действию ради достижения цели, а любовь – это двигатель, который приближает нас к этой цели, нити, связывающие нас с Господом и друг с другом, и потому она – большая из трех добродетелей.

Пока мы живем в вещественном мире и носим на себе эту грубую плоть, наши юные добродетели – вера, надежда и любовь – вынуждены пробиваться из тьмы к свету, через вещество к духовности. И пока они не вырастут, им крайне необходима помощь родившей их матери Софии – духовной мудрости, или добродетели рассуждения, без которой они быстро становятся жертвами пороков и различных крайностей.

Но, предположим, есть у нас вера, надежда и любовь, управляемые духовным рассуждением, как некий космический корабль, приближающий нас к Творцу мироздания. Но чтобы достигнуть Бога, сущность Которого бесконечно отстоит от человеческого естества, нам бы потребовалось преодолеть космические расстояния, развив космические скорости. А для этого нужно какое-то неземное топливо, божественная энергия, потому что без подпитки и вера оскудевает, и надежда исчезает, и любовь охладевает.

Действительно, помимо наших человеческих усилий, нашей ревности и старания, для преуспевания в добродетели необходима иная, божественная сила, благодать Святого Духа, которая помогла бы нам достичь невозможного для человека – соединения с Самим Богом.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали притчу Спасителя о десяти девах, прообразе христианских душ, пять из которых были мудрыми, а пять – неразумными. Все они верили во Христа и ждали своего Небесного Жениха, имея и веру, и надежду, и любовь. Но поскольку Жених медлил прийти, они стали засыпать, ревность их оскудела, внимание притупилось. И это не удивительно, ибо человеческому естеству свойственно уставать и истощаться.

Однако когда пришел Жених, и все встрепенулись, у разумных дев нашлось масло, чтобы подлить в угасающие светильники, а у неразумных нет. Причем последним не удалось выпросить его у первых, а пока они ходили на рынок, мудрые девы вошли внутрь, и двери брачного чертога затворились. Святые Отцы, например, прп. Макарий Египетский, под елеем понимают благодать Святого Духа, нечто необычное для нашего естества, сущность высшего порядка. Но без нее наша ревность непостоянна, а все благие намерения не имеют плода. Мудрые девы всю жизнь приобретали этот запас благодати, а юродивые понадеялись на свои человеческие добродетели – девство, исполнение обрядов и внешнее служение, по духу оказавшись чуждыми Богу.

Оказывается, что этот таинственный елей невозможно выпросить или купить в последний момент, это то, что каждый должен приобрести куплей заблаговременно, и на это нам дана целая жизнь. Благодать испрашивается у Бога в молитве, получается даром в таинствах Церкви и зарабатывается усилиями и добрыми делами. Это тот запас, который будет поддерживать огонь веры, надежды и любви в лампаде нашего сердца, от которого питается страх Божий, радость, славословие и все добродетели.

Или можно сказать так: вера, надежда и любовь составляют лампаду, которая горит в нашем сердце, своим светом указывая путь ко Христу. Ум – это поплавок, который регулирует горение и направляет пламя духа вверх, к Богу. Но при всем этом, если в лампаде не будет елея добрых дел, благодати Божией, то прогорит фитиль человеческих возможностей, и лампада, предназначенная к вечному горению, потухнет уже в этой земной жизни.

Итак, отвергнем мирское мудрование, убивающее духовную мудрость, употребим рассуждение, чтобы куплей, используя данные нам Богом время и возможности, стяжать благодать Христову и прийти «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13). Аминь.

Произнесена 30 сентября 2017 г. в субботу 17-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.