На Отдание Рождества Христова

Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы (Мф. 12, 18-21).

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему… Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 1-3; 7-11).

Нынешний последний день старого года, суббота по Рождестве Христовом и суббота перед Богоявлением, когда мы празднуем Отдание Рождества и готовимся к явлению Бога в трех Лицах на Иордане, наводит на размышления о характере пришествия Бога в мир и нашем отклике на него.

Любовь Творца к роду человеческому столь велика, что Всесильный и Всесовершенный Бог ради нашего спасения идет на крайнее обнищание и «истощание», т.е. снимает с Себя все Божественные достоинства и совершенства, чтобы прийти к нам. Господь наш Иисус Христос становится подобным нам человеком, чтобы примирить нас с Отцом и лишить супостата прав на запутавшееся во грехах человечество. Христос рождается в Вифлееме, и Его не останавливает ни ночь греха, ни холод безразличия и отчаяния, ни злосмрадие людских страстей, следствие того, что человек в своем удалении от Бога «приложился скотам несмысленным и уподобился им» (Пс. 48, 13). Пришествие Бога ради спасения человека одновременно имеет непостижимую силу и мощь, не останавливающуюся ни перед какими препятствиями и обстоятельствами, физическими, онтологическими или юридическими, но и величайшую кротость и ненавязчивость, так что не лишает никого права принять протянутую руку или отвергнуть ее.

Потому и рождается Он беззащитным младенцем, и каждый может либо усыновить Его в своем сердце, заботясь о Его возрастании, либо гнать и преследовать подобно Ироду, видя в Нем опасного конкурента, соперника и наследника полученного нами от Бога виноградника. Не случайно сегодня в Евангелии Бог говорит о Христе, что Он «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф. 12, 19-20).

Но что это за суд, которому Агнец Божий приходит доставить победу? Это суд света над тьмой, суд добра над злом, правды над ложью, добродетели над пороком, одним словом, суд жизни над смертью. Не силой, не устрашением, не ультиматумами приходит Христос проповедовать добро и жизнь вечную, а Своим примером, Своей любовью, чистотой и правдой. Пока стоит этот мир и есть еще время, Бог не судит, а являет Себя, чтобы мы оставили пути смерти и избрали путь жизни. Когда же время подойдет к концу и Господь второй раз придет на землю для суда, тогда одним Своим явлением Он обличит мир о неправде и о грехе. Причем судьями будут и Его святые Апостолы, и прочие праведники, ставшие подобными Христу и наследовавшие жизнь вечную, несмотря на всевозможные препятствия в мире.

В Рождестве Бог могущественно, но ненавязчиво приходит в мир, призывая всех вернуться в лоно Отца, а дальше все зависит от нашего произволения. Праздник же Крещения, которое Христос принимает ради нас, – это дверь и возможность для нас откликнуться на зов Божий и последовать за Господом. А результат зависит от того, будет ли это отклик на словах только и на языке или же оправдается делом и истиной.

Сегодня на первый план выходит ангел пустыни, Предтеча Христов Иоанн. Он, как и Христос в начале проповеди, оглашает два условия спасения: «покайтесь и веруйте в Евангелие». Потому он и крестит в покаяние, подготавливая правые стези для Господа, сглаживая холмы гордыни и порока и восполняя провалы недостатков и немощей для победоносного шествия Христа. При этом покаяние должно быть настоящим, нелицемерным, имеющим достойные плоды. И не стоит оправдываться званием иудея или христианина, называя себя чадом Авраама или последователем Христа, потому что Богу не нужны лицемеры, Он даже из камней может создать чад Авраама и мытарей с блудницами обратить ко спасению. Ибо Царствие наследуют не все званные, а только избранные из них. Слова Предтечи о секире, которая уже «при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» – особенно актуальны в эпоху Нового Завета, когда нет уже у нас ветхих оправданий неведения.

Второе же необходимое условие – вера в конечную победу добра, несмотря на то, что подчас в этом мире торжествует зло. А иначе невозможно плыть против течения, наперекор духу мира оставаться чадами света и Небесного Царствия Христова. Те, кто принимает эти условия, становятся чадами Христа, Который крестит Своих последователей «Духом Святым и огнем». Это начало духовного преображения и восхождения в Царство Небесное, но не бесплатный билет в рай. Это новозаветное призвание, но избрание нужно доказать делом. Если мы станем духовными и подобными Христу, то вырвемся из круговорота времени в духовный Новый год, в вечность Божию, и ход в эту жизнь вечную постепенно открывается после таинства Крещения в таинстве Евхаристии и приобщения Божеству.

Закончить хотелось бы сегодняшним полезным практическим наставлением апостола Павла: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». И Апостол дает каждому из нас доброе напутствие: «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван» (1 Тим. 6, 6-12). Аминь.

Произнесена 13 января 2018 г. в Субботу по Рождестве Христовом и перед Богоявлением на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.