О знамении пришествия Бога в мир

1483821829

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, как им сказано было (Лк. 2, 1-20).

Вот, дорогие братья и сестры, мы и приблизились к долгожданному празднику Рождества Христова, к которому готовились в течение всего Рождественского поста. Наше ожидание этого дня напоминает нам о том, как на протяжении веков чаял пришествия Мессии богоизбранный народ, как ветхозаветные пророки и праведники жили и спасались ожиданием Семени Жены, Которое сотрет главу змия (Быт. 3, 15). А те, кто хочет принять Христа в свой ум и сердце, не должны ли готовиться к этому на протяжении всей своей жизни?

Впрочем, не только ветхозаветная Церковь, но и лучшие представители языческого мира ожидали Спасителя. Люди устали от лжи многобожия, были измучены засильем греха и чаяли спасения от единого Бога, веря, что Он пошлет им некоего Избавителя. В то же время на земле господствовал мрак греха и отчаяния, расслабление воли, безверие и безразличие. Больной впал в бредовое состояние и не только не видел способа исцеления и не понимал, что для него спасительно, но даже не мог открыть дверь Врачу.

И вот, Господь рождается в Вифлееме, что значит «дом хлеба», чтобы насытить Самим Собой – Хлебом Жизни – духовно умирающее человечество. Он рождается в зимнюю ночь, в вертепе со скотом, потому что Ему не хватило места даже в самых бедных домах бедного города Давидова. Он не нужен людям, потому что в их сердцах царит холод равнодушия, а бессловесные страсти не оставляют места для Бога. Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Тьма была и остается в мире, это выбор тех, кто не желает идти к Свету, а мы отныне имеем возможность пребывать в Боге, в благодати и радости.

Бог является, прежде всего, людям простым, смиренным и бесхитростным. Когда пастухи ночью стерегли свое стадо недалеко от Вифлеема, им предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». В этом суть сегодняшнего праздника: великая радость о рождающемся Спасителе мира.

Но Ангел открывает пастухам и некую тайну, знамение, очень важное для понимания сути пришествия Бога на землю, Его отношения к человеку. Он говорит: «Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Это очень необычное знамение: пастухи даже в самых возвышенных своих мечтаниях не могли представить, что так им явится Бог. Господь открывается не как всесильный царь, покоритель вселенной, приходит не в буре, не в сильном ветре, даже не в слабом дуновении прохладного ветерка. Он предстает пред нами как беззащитный Младенец, нуждающийся в нашей заботе.

Это тайна «истощания» Божества, божественного снисхождения и обнищания. Бог слагает с Себя славу, могущество и величие, оставляя только любовь и смирение, но это и есть та сила, которая побеждает мир. Господь является в виде младенца, да ещё обвитого пеленами, т.е. ограниченного во всем, полагается в яслях, – которые, вероятно, были выдолблены в камне, в знак добровольного погребения. Это напоминание о том, что Он будет повит пеленами и положен во гробе ради нашего спасения.

У Него много врагов: это фарисеи – олицетворение страстей, разворовывающих достояние Божие; это Ирод, который с первых дней жизни ищет смерти Того, Кто претендует на его власть. И таких Иродов было и есть множество, достаточно вспомнить молодых людей, которые убивают своих детей ещё во чреве, чтобы избавиться от конкурентов, от претендентов на их любовь и заботу. Но все враги бессильны против смирения, против силы благодати Божией, ибо тьма не способна противостоять свету.

Это удивительное знамение свидетельствует о том, что Господь пришел не силу применять, но любовью преобразить сердца людей. Жертвуя ради любви всем, Он хочет, чтобы и мы полюбили Его. И невозможно не полюбить беззащитного, открытого и доверчивого младенца, который целиком и полностью зависит от тебя. Так Христос рождается в наших сердцах, не принуждая к добру, но свидетельствуя о пути к настоящей жизни. Мы сами должны заботиться о Нем, ограждать свое сердце от греха, который преследует и распинает в нас Бога.

Образом младенца Господь указывает на то, что нам следует стать подобными детям, а это, как мы помним, является условием наследования нами Царствия Небесного. Стоя на молитве, будем предстоять перед Богом, как неразумные младенцы. Общаясь с ближними, отложим лукавство, расчет и превозношение. Потому что если мы не освободимся от гордости и самолюбия, не очистим свое сердце от страстей, то сила Христова смирения, изменившая мир, не сможет действовать в нас. Любовь Божия не преобразит тогда наш внутренний мир и тех, кто нас окружает.

Бог пришел на землю, чтобы научить людей смирению и любви, научить каждого быть настоящим человеком. Только так мы можем приблизиться к богоподобию и наследовать вечную жизнь. Это бывает нелегко, потому что порой весь мир ополчается против желающего жить благочестиво. Но если Бог за нас, то кто против нас?! Ибо «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам… Разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог». Аминь.

Произнесена 6 января 2017 г. в Навечерие Рождества Христова на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.