Отмечая сегодня один из престольных праздников нашей обители, мы поклоняемся образу Богоматери Умиление – любимой келейной иконе прп. Серафима Саровского, перед которой он постоянно молился. Преподобный даже почил о Господе, стоя перед ней на коленях. Обычно он помазывал приходящих к нему елеем из висевшей над образом лампады, после чего давал приложиться к иконе и благословлял с пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!».
Эта икона, завещанная Преподобным после его смерти дивеевским сестрам, напоминала им об особом покровительстве над обителью Царицы Небесной и пользовалась всеобщим почитанием. В 1902 году святой император Николай пожаловал ей золоченую ризу, где лучики от главы Пречистой отделаны драгоценными камнями, и серебряную лампаду.
Эту икону вместе с другими вещами прп. Серафима сохранила последняя игуменья Дивеевского монастыря Александра, жившая после закрытия монастыря с некоторыми сестрами в Муроме. Сейчас чудотворный образ находится в Патриаршем храме Владимирской иконы Божией Матери в Чистом переулке, куда она была определена Патриархом Алексием II в 1991 году после многолетнего хранения у верных чад нашей Церкви.
Вообще, название Умиление носит один из иконографических типов написания образа Пресвятой Богородицы. Собственного говоря, Умиление – это разновидность типа Одигитрия – Путеводительница, где Матерь Божия в поясном изображении держит Спасителя и указывает на Него как на Путь, Истину и Жизнь, приглашая всех идти за Своим Сыном. А в типе Умиление, например у Владимирской, все то же, только Богомладенец находится не с правой, а с левой стороны. Но само название Умиление – это неправильный перевод греческого слова Элеуса, которое правильнее переводить на русский как Милующая.
А в собственном смысле умиление на греческом языке передается словами, которые означают некое внутреннее движение, волнение, переживание, когда что-то тронуло, достигло до сердца, особое духовное состояние. Преподобный Серафим потому и называл ее Умилением, что он перед ней умилялся, созерцая под водительством Пречистой небесные истины.
На Серафимо-Дивеевской иконе Умиления Матерь Божия изображается без Христа Спасителя, со сложенными на груди руками и в тот самый момент, когда Архангел Гавриил возвещает Ей о Ее избрании послужить таинству Боговоплощения, а Она дает ответ: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему». Здесь Богоизбранную Отроковицу переполняют высшие переживания: и величайшая радость об оказанной чести послужить спасению всего мира во исполнение заветного желания всей Ее жизни, и ощущение своего недостоинства для такого служения, и несгибаемая решимость исполнить волю Божию, несмотря ни на какие трудности и препятствия.
Здесь в центре Сама Матерь Божия как образ христианского совершенства: всецелое посвящение себя Богу, полная Ему преданность и жертвенное служение до самозабвения, глубочайшее смирение, кротость и чистота, а над всеми сими подлинная любовь к Богу и материнское милосердие ко всякому человеку. Это торжество добродетели, победоносная сила смирения и упования на Бога, смиренных возвышающего и гордых смиряющего.
Надо ли говорить, как благоговел перед этим небесным идеалом подвижничества, высшего человеческого совершенства преподобный Серафим, сам неусыпно стремившийся к духовному совершенству. Называя себя служкой Пресвятой Богородицы, он и нам заповедал подражать Божией Матери в Ее добродетелях, чтобы постигнуть великие духовные тайны. Преподобный всем советовал обращаться с искренними мольбами к Царице неба и земли, просить у Нее помощи и заступления во всех обстоятельствах, а наипаче в делах духовных, касающихся спасения души.
Итак, будем молиться перед этим замечательным образом Пречистой Самой Владычице и Ее любимцу и избраннику, преподобному Серафиму, чтобы Господь Иисус Христос затронул, умилил и наше сердце, преобразил душу по образу небесного совершенства. И, как говорила Матерь Божия преподобному Серафиму: «Сей от рода Нашего», так сделал бы и нас родными и единодушными всем от века угодившим Ему, которые в Небесных обителях со умилением вопиют: Слава Тебе, Боже, во веки! Аминь.