Нынешнее всеобщее поминовение усопших называется Вселенской родительской, или Мясопустной субботой, поскольку она предваряет Мясопустную Неделю. В это воскресенье, после которого начинается Масленица, а затем Великий пост, мы воспоминаем Страшный суд, когда живые и мертвые предстанут пред всеведущим Богом для решения их вечной участи.
Это последний пункт земной истории, ее завершение, а началом земного бытия является момент изгнания прародителей из рая, событие, которое мы будем воспоминать буквально через неделю, в Прощеное воскресенье. Масленица находится как бы на стыке двух циклов, и, чтобы снова начать от Адама, мы должны разобраться с концом истории.
Не случайно поэтому Святая Церковь в Евангелии говорит сегодня о кончине мира и Втором пришествии Христа. В последнее время люди увидят страшные знамения на солнце, луне и звездах, когда силы небесные поколеблются. И тогда целые народы будут цепенеть от ужаса, а люди – изнывать и даже умирать от страха грядущих бедствий.
Но это касается только неверующих, не имеющих упования, а для христиан страшные знамения являются признаками приближения Второго пришествия их возлюбленного Жениха Христа. Всю жизнь они ждали этого момента, собирали себе сокровища на небесах, жили как странники и пришельцы в этом мире, и теперь приближается их избавление. Это блаженное ожидание пришествия Господня относится и к умершим во Христе, которые, по Апостолу, даже опередят живых в воскресении, чтобы вместе с ними пережить радость встречи со Христом для вечного с Ним пребывания.
Поэтому, поминая сегодня своих почивших родственников и знакомых, не будем скорбеть, как не имеющие упования на Христа, но доверим их Божию милосердию и «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим»! Впрочем, любовь побуждает нас выйти из тесного круга своих родственников и друзей, чтобы излить благость и на тех, кого не знали, помолиться обо всех от века усопших христианах. Даже о врагах нам заповедано молиться, потому что перед лицом вечности должны обнулиться все наши счеты и претензии друг к другу.
В этот день Церковь постановила молиться обо всех умерших, особенно о тех, кто умер внезапной смертью, утонул, сгорел, был растерзан зверями или убит разбойниками и потому не сподобился должного погребения и поминовения. Соборная молитва омоет и изгладит их прегрешения перед Страшным судом и повлияет на их вечную участь, и это с нашей стороны есть проявление настоящей любви.
Когда наступит конец этого видимого мира, никто не знает, но описываемые перед ним страшные бедствия указывают на другое светопреставление, гораздо более реальное и близкое к нам по времени – нашу собственную смерть. Ведь все то, что сказано о переживаниях верующих и неверующих при кончине мира, относится и ко времени перехода человека в мир иной. Для духовно неустроенных это время сопровождается многими смущениями, страхами и искушениями, а настоящие христиане воспринимают смерть как разрешение от бремени плоти и долгожданную встречу со Христом.
Но чтобы это было так, необходимо всю жизнь бодрствовать, готовиться, очищать душу от зловонных страстей и греховной грязи. «Смотрите же за собою, – наставляет нас сегодня Апостол, – чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Лк. 21, 34-35). Именно к воздержанию, вниманию и молитве призывает нас грядущий пост, и потому накануне Святая Церковь напоминает о неизбежной участи всех смертных. Ведь никто не может поспорить с тем, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27).
Итак, по завету св. Павла, будем бодрствовать и молиться, чтобы избежать всех этих грядущих бедствий при кончине мира или перед собственной смертью и с чистой совестью в радости предстать пред Сыном Человеческим (Ср. Лк. 21, 36), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.