Свидетельство Предтечи

Сегодня, на следующий день после Крещения Господня, Святая Церковь празднует собор Иоанна Предтечи, чтобы почтить память великого Крестителя. Ведь именно на него была возложена высочайшая миссия проповедовать людям о грядущем Мессии и подготовить к Его приходу народ, чающий избавления. Этот, по свидетельству Господа, величайший из когда-либо рожденных женами муж сподобился возложить бренную руку на главу Иисуса Христа, чтобы исполнить закон и всякую правду.

От юности посвященный Богу, он проводил жизнь в молитвах, посте и суровых подвигах, готовясь к великому служению Предтечи Господня. Он называется крайним пророком, потому что Бог отверзает его уста, разрешая трехсотлетнее молчание ветхозаветного пророческого гласа. Одновременно Креститель открывает ряд новозаветных прозорливцев, и если до Христа он последний пророк, то во Христе первый. Он последний мученик Ветхого Завета, пострадавший за правду, потому что нелицеприятно обличал беззаконие сильных мира сего и не делал различения между богатым и бедным, между сильным и слабым.

Слово «мученик» переводится с греческого как «свидетель», т.е. своей жизнью проповедующий Христа и Его учение о вечной жизни. И в этом смысле Предтеча стал первым во Христе мучеником, вся жизнь которого свидетельствовала о том, что миру дарован Искупитель. Об этом он говорит в сегодняшнем Евангелии: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 32-34).

Сам Христос неоднократно ссылался на это свидетельство как истинное, а один раз намеком на него разоблачил лукавство фарисеев и книжников. Когда они разными вопросами пытались уловить Его в слове, Он сказал: «Я вам дам ответ, но сначала вы Мне ответьте на вопрос: крещение Иоанново с неба было или от людей?» (Мк. 11, 30). Конечно, они понимали, что Иоанн крестит не сам от себя, но по повелению от Бога. Однако в случае признания этого они должны были принять и его свидетельство о том, что Иисус Христос – обетованный Мессия. А этого они не могли допустить, потому что просто не хотели делиться с Ним властью, славой и богатством.

Мы же с верой и радостью принимаем это свидетельство, внимая наставлениям Предтечи о том, как подготовить свою душу к приходу Небесного Жениха Христа, Который избавит ее от тирании греха. Без Бога душа подобна безводной и бесплодной пустыне, земле жаждущей. Господь готов посетить и напоить ее водой благодати, сделать рождающей и произвести изобилие растений и плодов. Но чтобы прийти в нашу исковерканную грехом душу, Ему нужен гладкий путь, очищенный от нагромождений порока. Всякие недостатки и упущения должны быть восполнены ради приближения к совершенству, всякая страсть и высящееся превозношение да понизятся, чтобы прямыми стали стези Господни.

Наставления Предтечи просты и конкретны: кто имеет две одежды, пускай поделится с неимеющим, у кого есть пища, пусть делает то же. Мытари не должны использовать свое положение для наживы, воины никого да не обижают и прочее. Т.е., чтобы Бог вселился в наше сердце и сделал нас богами по благодати, мы должны сначала сделаться людьми, кроткими, справедливыми и милостивыми. И тогда Господь придет, напоит душу благодатью и будет вместе с нами возделывать землю нашего сердца, чтобы она принесла духовный плод.

Вода – это символ жизни, то, без чего невозможно человеку выжить в пустыне. В духовном же смысле она означает живительную для души благодать Господню, без которой невозможна духовная жизнь. Господь приходит дать не просто жизнь, но жизнь с избытком, не только напоить водой благодати, но сделать так, чтобы источник радости и блаженства забил в самом сердце нашем. И ныне мы черпаем эту воду бессмертия, освященную Крещенскую воду, которая обновляет наши дома и души, дарует нам здравие на протяжении всего года. Ее чистота и нетление, то, что она по причине присутствия благодати не портится многие годы, побуждает и нас принимать в себя благодать освящения в Святой Церкви, чтобы пребывать духовно чистыми и здравыми душой и телом.

Для жителей востока образ пустыни и воды очень близок и понятен. А для нас, обитателей севера, может быть более убедителен образ холода и тепла, потому что здесь невозможно выжить зимой, если ты не будешь хорошо одет. Христос для нас все: свет и радость, пища и питие, покров и одеяние. Чтобы сохранить тепло зимой, мы закутываемся во множество одежд, но Христос согревает само сердце, дает душевное тепло. Надо только в духовном смысле перестать греть самих себя грехом и мирскими утехами, но отвергнуть этот суррогат и довериться Господу.

В эти дни мы по русской традиции погружаемся в освященные ледяные воды, чтобы смыть с себя всякий грех, всякую лень и боязнь, всякую душевную и телесную немощь. Наверное, трудно себе представить грека, который бы бросился в полынью, но такой порыв свойственен русской душе, ищущей подвига в своем стремлении к Богу. Вода всегда была символом очищения и освящения, она смывает все наносное, всякий негатив, а освященная Крещенская вода делает это тем более.

Но чтобы отложить теплые одежды, все то, на что мы уповаем в этом мире, довериться Богу и броситься в холодную воду, нужна решимость. Ведь именно ее, по слову прп. Серафима Саровского, так не хватает современным христианам, чтобы достичь плодов духа. И мы знаем по опыту, что, когда смело погружаешься с молитвой в ледяную воду, а потом выходишь на мороз, при отсутствии внешней одежды тепло исходит изнутри, как будто включается печка, и становится жарко на морозе. Так, наверно, святые мученики, предавшиеся Христу, по дару благодати ощущали жар на холоде и прохладу в огне.

Так что этот благословенный русский обычай погружаться в прорубь, в Иордань, с одной стороны, символизирует нашу духовную решимость отбросить всякое пристрастие и комфорт, чтобы идти за Христом, куда бы Он ни повел нас. А с другой – подает реальное освящение, избавление от духовной какой-то нечистоты и лени, обновляет благодать Крещения и придает решимость вновь начать угождать Богу чистым житием и добрыми делами.

Будем же черпать с веселием сию живительную воду, «скачущую» в жизнь вечную, для освящения сердец и домов. Кому же позволяет здоровье, а наипаче благое произволение и решимость, пусть освятит свои душу и тело погружением с молитвой в священный Иордан, достигший ныне и наших пределов. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми нами. Аминь» (2 Кор. 13, 13).

Произнесена 20 января 2019 г. на Литургии праздника Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Державном храме обители Ганина яма.