Сегодня в Евангелии некий законник вопрошает Христа, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь. Видя, что тот делает это лукаво, Господь отсылает его к Писанию. На вопрос, что об этом сказано в Библии, тот отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27). И Господь, Который и Сам об этом говорил в другом месте, подтверждает правильность этих слов: «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10, 28). Оказывается, ветхозаветные книжники знали волю Божию, но не жили по ней, как, впрочем, и мы, которым дано гораздо больше, все знаем, а кто не знает, тому подсказывает совесть, и редко исполняем это на деле.

Действительно, любить Бога всем сердцем, не разменянным на страсти, всей душой, без раздвоенности и двоедушия, всей крепостью и разумением, т.е. всеми силами ума, души и тела, а также ближнего, как самого себя, выше всех всесожжений и жертв.

Почему надо любить нашего Небесного Отца, наверное, всем понятно. Бог – это источник жизни. Им мы живем, и движемся, и существуем. И чем ближе мы к Богу, тем больше нас наполняет жизнь. Если человек даже на секунду лишится Его благодати, он сразу погибнет, но и медленно, постепенно от Него удаляясь, он медленно и постепенно умирает.

А что значит любить ближнего, как самого себя? Это значит, что как мы себе желаем спасения души и всяких благ, так нужно поступать и по отношению к другим людям. Апостол Павел указывает идеал такого отношения к ближнему на примере любви мужа к жене. Он говорит, что никто не ненавидит свое тело, но греет и питает его, так и мужья должны любить своих жен, как свою плоть.

Действительно, мы, люди, призваны быть одним телом. Тело сильно своей цельностью и сплоченностью, когда все органы чувствуют друг друга и друг другу помогают. Так и человек создан чувствовать ближнего и помогать ему. Подобно тому, как, идя в строю, мы не упадем, подхватят рядом идущие. Но помимо идеала человеческих взаимоотношений есть еще непреложные духовные законы, которые всегда действуют. Если мы творим добро, оно возвращается к нам, если сеем зло, то зло и пожнем.

Итак, законник не живет по заповеди, и потому начинает оправдываться, однако, не дерзая подвергать сомнению необходимость любить Бога, он спрашивает: «А кто мой ближний, кто достоин моей любви?». Если любить так затратно, надо, по крайней мере, сузить круг благополучателей. Он, наверное, хочет поставить условие, что это должен быть как минимум, единоверец, иудей. Но, как мы читаем в Евангелии, книжники говорили, что народ проклят как невежда в законе. Видимо, по его мнению, это должны быть только законники, но и над ними он превозносится своими знаниями. И таким оговоркам нет конца и края. Что говорить, если законники даже отца и матерь, ближе которых к человеку и представить себе трудно, умудрились удалить от себя, придумав, что те любовь и заботу, которую они должны им оказывать, можно считать жертвой на храм и тем самым избавить себя от этой обязанности.

Такой формальный и рассудочный подход рассматривает любовь к ближнему как одолжение, как царский дар, который надо еще заслужить. У такого человека нет потребности в ближнем, он не понимает, зачем, вообще, он нужен. Однако духовный закон говорит о том, что как мы относимся к ближним, такого отношения можем ждать и к себе. Христос говорит: «Как вы хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы к ним относитесь» (Лк. 6, 31). «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). И еще: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).

А Господь наш Иисус Христос снимает этого законника с пьедестала высокого самомнения и поставляет на место попавшего в беду человека. Он рассказывает притчу о милосердом самарянине, о том, как некто, спускаясь из Иерусалима в Иерихон, попал в руки к разбойникам, которые его избили, изранили и оставили еле живым. И вот формально относящиеся к ближнему священник и левит, увидев несчастного, проявили душевную черствость. Безучастно посмотрев, они пошли дальше. А иноплеменник и иноверец не смог пройти мимо страдальца, как сказано, сжалился над ним и сделал все возможное, чтобы помочь.

Господь и нас призывает встать на место людей страдающих, нуждающихся, воспринимать их беду, как свою собственную. Ведь если мы отделяем себя от других, отдаляемся от людей, то и они по необходимости становятся далекими от нас, и когда придет нужда в помощи, никого не будет рядом. Нужно иступить из этой тьмы одиночества, на которое обрекает себя человек эгоистичный, не любящий ближнего, и приблизиться к свету общения, соединиться с этим потоком любви, оказывая милость и получая ее от других.

Но как почувствовать нужду в Боге и в ближнем? Об этом мы слышали сегодня в святительском Евангелии: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6, 20-21).

Надо умалиться, перестать быть царем, смотрящим свысока, перестать быть богатым, сытым, самодовольным и надменным. Почувствуй свою духовную нищету, свою удаленность от Бога, устремись к Нему в покаянии, и Господь, непременно, приблизит тебя к Себе. Очисти свое сердце от любви к себе и прочих страстей, чтобы в нем могла поместиться любовь к Творцу и ближнему. Не мудрствуй о себе высоко, считая себя хуже других, и тогда каждый будет для тебя дорог и ценен. Итак, соберем воедино все силы своей души, все чувства, желания, помышления, чтобы направить их на служение Богу. Тогда мы сможем объединиться с единым духом в едином теле, т.е. быть с Господом в Его Святой Церкви вместе со всем богоспасаемым человечеством, и тогда не нужно будет нам вопрошать: «Что нам делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Любовь сама придет, вселится в наших сердцах и исполнит их вечного блаженства со Христом Иисусом и всеми святыми Его. Аминь.

Произнесена 25 ноября 2018 г. в Неделю 25-ю по Пятидесятнице на Литургии в Державном храме обители Ганина яма.