Воскресный день – это праздник победы жизни над смертью, добра над злом. И в сегодняшнем Евангельском повествовании, в рассказе о Гадаринском бесноватом, Господь показывает нам как губительную, разрушительную сущность зла, так и властную силу Христа, которой не могут противиться никакие демоны.
Воплощение зла – это бесы, которые, когда завладевают волей человека, начинают мучить его. Как мы слышим в Евангелии, этот бесноватый человек удаляется от людей, живет во гробах, разрывает узы и путы разумных ограничений, срывает с себя одежды, нарушая всякие рамки приличия. Он безумно бьется о камни и бросается на людей, т.е. действует во вред себе и окружающим. Несчастный даже имени своего не имел, почти утратив личность, потому что, когда Господь спросил его имя, за него отвечали бесы: «Легион имя мне».
Господь пожалел этого человека и повелел бесам выйти из него. Но поскольку эти сущности не могут жить, не мучая кого-то, это стало их потребностью, они просили Его позволить им войти в свиней. И Господь, будучи милостивым, тем не менее разрешает им это ради нашего вразумления, чтобы мы поняли, насколько разрушительно зло.
Легион – это десять тысяч воинов. И все это огромное количество бесов не могло справиться с одним человеком, они его мучили, но без воли Божией не могли сделать ничего, кроме попущенного. А большое, в две тысячи голов, стадо свиней тотчас, как только бесы вошли в них, устремляется в море и тонет, оканчивая, если так можно сказать про животных, свою жизнь самоубийством. Поистине, огромная сила, и становится страшно!
Но вот Господь совершает великое чудо – изгоняет бесов. Исцеленный сидит у Его ног уже одетый и в здравом уме, и мы радуемся счастливому завершению этой страшной истории. Однако жители той страны, узнав о происшедшем, охвачены великим страхом. Чего они боятся? Они огорчены, во-первых, гибелью стада, источника их нечистого дохода, а во-вторых, и это главная причина, они боятся, что Господь войдет в их жизнь и им придется что-то менять, от чего-то отказываться. Поэтому они просят Бога уйти из их жизни, покинуть страну, а Господь, Который никому не навязывается, уходит.
Но видимо, эти люди не понимают, что для них благо, а что зло. Они не догадываются, что эти бесы, которые легко погубили только что такое огромное стадо, могут вернуться и поселиться в них самих. Урок Спасителя, похоже, не пошел им на пользу. И вот это непонимание, что такое добро и что такое зло, вообще свойственно человеку. И не только детям, для которых хорошо, когда их гладят по головке, и плохо, когда ругают; не только для юношей, которым тяжело учиться, – это для них зло, а провести приятно время в компании – это добро; и взрослые люди, мы с вами, часто обманываемся, и кажущееся добрым, приятным, потом оказывается разрушительным для нашей жизни. Часто пороки, постепенно развиваясь, захватывают волю человека, и он, понимая, что ограничен в своей свободе, страдая и мучаясь от страсти, не может уже справиться с ней своими силами.
Как же познать, что добро, а что зло? Очень просто. Господь явил нам в Откровении, в учении Церкви заповеди: что такое хорошо и что такое плохо. Помимо этого, Он вложил в каждого человека нравственный закон – совесть, которая обличает всякую неправду и поощряет добрые дела. И вот этого и следует держаться, слушаться Бога, Который желает нам только добра и счастья.
В раю, помимо прочих плодовых деревьев, было два особых дерева: древо жизни и древо познания добра и зла, а фактически, древо смерти. Человек должен был выбрать: либо быть с Богом, вкушать плоды с древа жизни, либо удалиться от Творца, обратившись к запретному древу познания добра и зла. Потому что Господь предупредил прародителей, что, когда они вкусят его плодов, смертью умрут. Это было необходимо для того, чтобы воспитать свободное произволение первых людей, укрепить их волю в добре. Человек должен был сам выбрать Бога и отказаться от зла.
Но враг рода человеческого обманул Адама и Еву, сказав, что, вкусив запретный плод, они не умрут, но познают добро и зло и будут, как боги. Великий обман заключается в том, что человек, нарушая заповедь Божию, отрекается от Бога, отдаляется от Него, лишается Его помощи и покровительства и впадает в цепкие руки зла.
Совсем не одно и то же понимать умом, что такое зло, и познать зло, испытать его на своей шкуре. Человек призван идти путем жизни, т.е. путем общения с Богом, путем любви и совершенства, который приближает к богоподобию. А если человек познает зло, погружается в него на практике, то сразу или постепенно лишается благодати и теряет Богом данную свободу. Он уже ограничен, порабощен, он уже не стоит перед тем выбором, который был в начале, когда чаша весов была уравновешена.
Святые отцы говорят, что древо познания добра и зла не давало никакого познания, оно было названо так потому, что человек, исполняя заповедь Божию не вкушать этих плодов, познал бы добро послушания Богу, а нарушив заповедь, познал бы зло отпадения от Бога. Действительно, едва вкусив запретного плода, они увидели себя нагими, обнаженными благодати, и начали испытывать стыд. К сожалению, их грех отпадения от Бога был так велик, что и мы с вами до сих барахтаемся в последствиях этого грехопадения.
Грех непослушания, когда мы не спрашиваем Бога, что такое зло и что такое добро, полагаясь на свое понимание, является родоначальником всякого зла. Изначально Денница, самый совершенный из Ангелов, отпал от Бога по гордости, решив, что он может быть независимым от Творца и сам решать, что хорошо, а что плохо. И отпадение это оказалось необратимым.
Заповеди – это решетка, за которой ходят дикие звери, ограждение, не дающее нам упасть в пропасть и погубить свою душу. Если мы оказываем послушание заповедям и голосу своей совести, зло не может повредить нам. Обычно из повторяемых малых грехов образуются страсти, болезни и мании, которые тиранят человека, подобно легиону бесов, ограничивая его свободу и лишая радости. Но мы знаем, что, как бы ни сильны были враги, нет никого, кто мог бы тягаться в силе с Богом. Никто, никакие бесы не могут отнять у нас свободное произволение, данное Создателем. И если мы обращаемся к Нему за помощью, Он спасет Свое создание, сколько бы легионов в нас ни было.
Поэтому будем просить у Бога помощи, будем бояться Его, но не так, как боялись гадаринские жители, которые не хотели потерять свое свиное благополучие, не желали пустить Христа в свою жизнь. Будем бояться огорчить Его непослушанием, нарушить Его святую заповедь, а наипаче будем любить Господа и Спасителя нашего всем сердцем и всем помышлением, потому что любовь побеждает всякий страх. Аминь.