В нынешнем евангельском отрывке Господь в сопровождении Своих учеников восходит в Иерусалим, чтобы пострадать на кресте ради спасения рода человеческого. А Его последователи, думая, что Он идет получить власть и славу, мечтают о том, как они займут свои места рядом с Ним. Видя такие их настроения, Господь говорит им, что прежде славного воскресения Ему надлежит претерпеть издевательства, муки и позорную смерть, и они как будто понимают Его.
Но вот к Господу подходят братья Иаков и Иоанн и дерзновенно просят удостоить их чести сесть справа и слева от Него по Его воцарении. На вопрос Христа могут ли они пить ожидающую Его чашу страданий, они отвечают: да, можем. Братья готовы пострадать, но еще не понимают, что значит слава Христова. Тогда Господь говорит им: «Чашу пить будете, а кто сядет справа и слева не от Меня зависит». Потому что прежде состязания нельзя распределять места победителей.
И другие ученики, услышав это, начинают негодовать, ибо и сами мечтают о земной славе. Но мы с вами, дорогие братья и сестры, не заблуждаемся ли, подобно им, относительно своих заслуг и готовности к духовным дарованиям? Так же не мечтаем ли, что можем вместе с Господом взойти своими ногами в Царство Небесное? Чтобы наследовать вечную жизнь, недостаточно одних человеческих усилий, надо умереть для мира и воскреснуть для правды.
Поэтому Господь и учит Своих учеников и апостолов, что слава небесная имеет иную природу. На земле славными считаются те, кто имеет власть и богатство, дающие право повелевать другими. Но в Царствии Небесном иные принципы. Там тот славен, кто смирился, тот больший, кто отдал себя на служение ближнему. Законы духа во многом даже противоположны законам земных отношений, и часто мы, будучи слепыми, переоцениваем свой духовный уровень.
Сейчас, когда народ проходит испытание вирусом, многие люди думают, что они имеют в себе жизнь, а смерть гуляет где-то снаружи. Она приближается, хочет проникнуть внутрь, пробуждая страх и панику, и для спасения надо только тщательно закрыть все двери и ставни. Но духовный взгляд на жизнь дает иную картину. Смерть давно проникла внутрь, со времен грехопадения прародителей она обволакивает наши ум и сердце, парализует волю, а жизнь дает только Христос. Кто-то пришел сегодня в храм по благочестию и зову сердца, кто-то остался дома по послушанию, но мы все далеки еще от понимания сути спасения, которая заключается не в тех или иных действиях, а в смерти для греха и воскресении для добродетели.
И преподобная Мария Египетская, память которой Церковь совершает в 5-ю Неделю Великого поста, не своими ногами вошла в Царствие Небесное. Старец Зосима тоже был выдающимся подвижником, еще в юности ушел в монастырь, где исполнял все монашеские предписания, непрестанно молился и черпал премудрость в Божественном Писании. Но в какой-то момент его посетила преступная мысль, что он уже достиг совершенства и нет равного ему в добродетели.
А святая Мария совсем по-другому начинала свою жизнь, погрузившись на самое дно греховной бездны. Но милостью Господней и заступничеством Божией Матери она познала подлинное покаяние, плоды которого так поражают наше воображение. Удалившись в пустыню, преподобная Мария в жесточайшей борьбе со страстями приобрела такую духовную силу и святость, которых не смогли достичь очень многие подвижники, целенаправленно всю свою жизнь упражнявшиеся в добродетели.
Сила любви и покаянной решимости вознесла ее от земли на небо, так что она поднималась в молитве на воздух, читала наизусть Псалтирь, хотя никогда ее не изучала, и прозревала в будущее. Эта сила перенесла ее над бездной, которая отделяет наши старания от благодатных даров, от того совершенства, которое дает Дух Святой самому меньшему жителю Царствия Небесного. А преподобный Зосима все еще был земным наблюдателем ее духовного полета.
И еще о двух подвижниках, стремившихся к Богу, мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении об обеде Господа у Симона и о грешной женщине. Опять же, Симон был фарисеем – человеком, который всю свою жизнь посвятил Богу, знал малейшие заповеди, все оттенки и тонкости закона, но при этом был далек от совершенства. Он осуждает Господа, милующего грешную кающуюся женщину, думая, что Христос позволяет к Себе прикасаться потому, что не знает, кто она. И в то время, когда сам Симон даже не встал еще на путь покаяния, кающаяся грешница уже обрела Бога и свое в Нем спасение.
Желая исправить Симона, Господь рассказывает ему притчу о двух получивших списание долга заемщиках, один из которых был должен пятьдесят динариев, а другой пятьсот. На вопрос, кто из них будет больше благодарен господину, Симон дает правильный ответ: тот, кому было больше прощено. Тогда Господь продолжает: «Видишь, ты такой духовно правильный, однако Я пришел к тебе в дом, и ты даже обычного гостеприимства Мне не оказал.
А эта женщина обливает слезами Мои ноги, отирает их своими волосами и умащает многоценным миром. В отличие от тебя, она понимает, как многого ей не хватает и сколь великого дара сподобилась. Какую ценность может иметь миро или все блага мира по сравнению с возможностью прикоснуться ко Мне и получить жизнь вечную в оставлении грехов?!»
Мы видим, что не мерой определяет Господь духовность человека, не количеством затраченных усилий. Если речь идет о вечном и духовном, то как можно говорить, что этот должен больше, а тот меньше, тот выкупил вечность, а этому не хватило нескольких лепт. Всем нам Господь дает один динарий – жизнь вечную, даже малую часть которой мы часто не можем вместить. Грешница познала, что спасение во Христе, и за свою подлинную любовь, которая отдает себя всецело, без торга и цены, за свое великое покаяние и смирение получила прощение всех грехов, а Симон ползает по земле и собирает крохи.
Нам порой кажется, что святые спасались подвигами, заслугами, а кающиеся грешники получают спасение по остаточному принципу, если Господь их помилует. Но на самом деле первыми спасаются именно грешники кающиеся и лишь потом праведники. И только когда осознают, что праведность их ничто, что они безнадежные должники и недостойны спасения, которое могут получить лишь по милости Божией. Святые наследовали Царство не потому, что были такими правильными, а потому, что оставили свою праведность и взыскали Бога всеми силами души.
Поэтому мы с вами, дорогие братья и сестры, будем восходить с Господом в вышний Иерусалим, но с глубочайшим смирением и пониманием, что только Его даром, Его милостью мы можем преодолеть эту бездну между человеческими усилиями и Божественным даром святости. Тогда, затворились ли мы в своей клети и молимся Богу дома или пребываем в Сионской горнице храма, Господь непременно придет «дверем затворенным» и вдохнет в нас Свой мир, Свою духовную силу, Свою любовь, изгоняющую всякий страх, всякое маловерие и сомнение. Аминь.