В сегодняшний субботний день мы сподобились вместе послужить и помолиться в этом прекрасном храме в день празднования иконы Божией Матери Иверская, которая, как известно, является хранительницей Афона – страны монашествующих.
Пресвятая Богородица всегда сугубо заботится о всех тех, кто следует вслед за Ее Сыном по пути духовного восхождения к Богу. Матерь Божия является покровительницей и Богоспасаемого града Сызрани, и святого места сего, которое называется Монгора – Монастырская гора, – поскольку раньше принадлежало городскому монастырю Вознесения Господня. И все мы веруем и уповаем, что Матерь Божия простирает Свой покров и на нас с вами.
Особенно знаменательно то, что здесь, среди сосен, в середине жилого квартала, где проживает более трети горожан, возвышается храм Святой Троицы. Троица – это самое высшее, что есть в нашей вере, идеал совершенства. Взирая очами веры на Божество, на Его совершеннейшее устроение, строя храм в честь Живоначальной Троицы, мы с вами выстраиваем собственные души, в стоянии перед Богом мы исправляем свое умственное и душевное устроение, и все внутри нас и нашего общества упорядочивается.
Сегодня мы слышали в Евангельском чтении, как фарисеи укоряли учеников Христовых за то, что они в субботу срывали колосья и ели, потому что внимали проповеди и не было им времени готовить себе еду. Фарисеи укоряют их за то, что они как бы работают в субботу, растирая зерна руками. И конечно, Господь обличает их слепоту, их полное внутреннее расстройство, когда все меняется местами и переворачивается с ног на голову. Господь рассудительно указывает на то, что суббота существует ради человека, а не человек ради субботы. Еще большее непонимание возникает у фарисеев, когда они видят, что Христос исцелил в день субботний иссохшую руку. И они прямо Его осуждают, для них это страшнейшее преступление. Господь задает риторический вопрос: «Что нужно творить в день, посвященный Богу: зло или добро?» И они молчат, хотя и негодуют, потому что им нечего ответить.
Откровение, данное человечеству в Ветхом Завете, призвано исправить естество Адама после грехопадения, когда опрокинулось должное иерархическое устроение. Дух должен возноситься к Богу и доминировать над душой, душа призвана господствовать над телом, а не наоборот. Это правильное устроение в один момент рухнуло, после чего человек, как мы видим, не способен уже понять, услышать голос закона. Хотя закон и добр, говорит о должном, но грех все перевернул, и закон прежде всего призван указать человеку на его греховность, чтобы тот взыскал исправления.
Есть и другой закон, записанный на скрижалях нашего сердца, закон нравственности. Это наша совесть, голос Бога в душе, и он тоже подсказывает нам, когда мы удаляемся от Творца, что все в нашей жизни неправильно. Но и это часто не спасает, потому что человек начинает осуждать других, а сам остается неисправленным. Тот, кто не работает над исправлением своего сердца и ума, не понимает, как все это трудно дается. Правильно в духовном плане устроенный человек работает прежде всего над собой. Кто сам прошел путем духовной жизни, имеет снисхождение к другим и никого уже не осуждает. Потому что познал немощь естества, понимает, что все мы в Церкви, как в лечебнице, у каждого свои проблемы, своя борьба. А фарисеи и наши неверующие современники, которые не идут к Богу, сами не исправляются, но при этом спокойно осуждают других.
И вот предстояние Святой Троице, предстояние Богу в молитве и есть то самое чудодейственное средство, которое все исправляет в человеке. Дух, душа и тело становятся на свои места – все выстраивается в должной иерархии. Господь пришел исцелить всего человека, Он исцеляет и высохшую руку, символ деятельности, но Его цель – исправить наше внутреннее. Если внутреннее будет здоровым, то и внешнее исправится. Итак, обращение к Богу в молитве, принятие Святых Христовых Таин – это то, что преображает, исцеляет, обновляет наше естество, делает нас настоящими и правильными.
Мы здесь не без проблем и трудностей строим этот прекрасный храм, и надеюсь, что он будет достроен и благоукрашен в свое время, уже не столь отдаленное. Будем душу свою вкладывать в дело Божие, в служение Троице, чтобы Господь помог с храмом, но главное, всех нас духовно исправил. И тогда этот порядок, эту гармонию Святой Троицы мы будем переносить на весь окружающий нас мир, на жителей этого прекрасного места, наших близких и дальних, на всех людей, нас окружающих. Чтобы Царствие Небесное уже здесь утверждалось, приносило свои плоды и призывало всех, предназначенных ко спасению, восходить ко совершенству, как заповедал нам Спаситель наш Иисус Христос. Аминь.